// Трасологическая экспертиза ДТП, или исследование следов и повреждений на ТС

Транспортно-трасологическая экспертиза, или исследование следов и повреждений на ТС и месте ДТП

Зачем нужна трасологическая экспертиза

Зачастую при дорожно-транспортном инциденте показания участников расходятся, так как редкий автолюбитель готов признать свою ошибку и взять вину за происшедшую аварию на себя, как следствие, установить виновника на основании опроса не удается. Если отсутствуют свидетели происшествия или записи регистраторов случайных попутчиков, то делать выводы в такой ситуации приходится исключительно по следам, оставленным пострадавшими машинами на дорожном покрытии и друг на друге. Следы протекторов позволяют определить направления движения транспортных средств до и после соударения, а оттиски краски и геометрия вмятин позволяют сделать выводы о том какая машина и какой своей деталью оставила такую геометрическую композицию.

Изучением подобных следов, оставленных машинами на месте аварии, и занимается трасологическая экспертиза компании «Компас», которая позволяет решить ряд значимых задач:

  1. Определить лицо ответственное за совершенное ДТП, вследствие нарушения правил движения.
  2. Подтвердить или опровергнуть обоснованность претензий участника столкновения на страховое возмещение.

Универсальных методики реконструкции движения машин до столкновения, причины происшествия и поведения водителей в момент соударения не существует, каждый эксперт разрабатывает собственные взаимосвязи используя общую методологию исследований. Краткий перечень вопросов, на которые позволяет ответить трасология при исследовании мест аварий:

 Пример из практики:

На разрешение ЭКСПЕРТА поставлены следующие вопросы:

  1. Можно, ли исходя из предоставленных материалов, установить механизм столкновения транспортных средств?
  2. Соответствуют ли повреждения автомобилей данному ДТП?

Обстоятельства произошедшего:

Со слов владельца автомашины Форд Фокус рег. знак А000АА/52, 19 декабря 2009 года около 12 часов 15 минут, водитель, управляя технически исправным автомобилем Хонда CR-V, рег. знак БОООББ52, при движении задним ходом, произвела наезд на стоящее ТС Форд Фокус рег. знак А000АА/52, причинив механические повреждения и оставила место ДТП. 

ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ:

- двор прямой в плане, горизонтальный участок;

- проезжая часть асфальтобетонное покрытие;

- светлое время суток;

- погодные условия – пасмурная. 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

По результатам проведенного осмотра а/м Форд Фокус имеет следующие повреждения:

дверь задняя левая имеет несколько частных повреждений (фото 1,2). Во-первых это локальная деформация металла в верхней части детали. Высота расположения данных повреждений составляет около 92-96 см от опорной поверхности. Необходимо отметить, что поверхность задней левой двери имеет «бочкообразную» форму (фото 3). Другими словами поверхность двери описывает дугу вершина которой, максимально габаритная ширина двери, выступает в средней части, ниже нанесения повреждений рассматриваемой двери. Исходя из характера нанесения объемной деформации необходимо заключить, что повреждения задней левой двери а/м Форд Фокус были образованы в результате контакта с выступающим объектом следообразования.

Во-вторых это повреждения ветрового пластикового козырька левой задней двери а/м Форд Фокус в виде разрушения с частичной утратой фрагмента.

 

Фото 1,2. Повреждения задней левой двери а/м Форд Фокус.

 

Фото 3. Выпуклая форма задней левой двери а/м Форд Фокус.

У а/м Хонда в задней части расположен кожух запасного колеса высота расположения данного выступающего элемента составляет около 55-115 см от опорной поверхности.

При сопоставлении транспортных средств были выявлены следующие особенности и несоответствия:

- повреждения задней левой двери а/м Форд Фокус в виде локальной деформации локализованные на площади задней левой двери которая не является выступающей. Средняя часть задней левой двери а/м Форд Фокус является более выступающей чем верхняя часть двери. У а/м Хонда на рассматриваемой высоте расположен кожух запасного колеса. Если, контакт задней левой двери а/м Форд Фокус происходил к кожухом запасного колеса, то необходимо заключить, что повреждения задней левой двери имели бы объемный характер и повреждения задней левой двери а/м Форд Фокус были бы образованы в средней части детали, другими словами в первую очередь контакт бы протекал между выступающими частями, в рассматриваемом случае это средняя часть двери а/м Форд Фокус, никак не верхняя часть двери которая не является выступающей;

- повреждения ветрового козырька задней левой двери а/м Форд Фокус по высоте расположены намного выше выступающих элементов задней части а/м Хонда.

Схематичное обоснование вышесказанному. 

Подводя итог вышесказанному необходимо заключить, что повреждения а/м Форд Фокус локализованные в верхней части задней левой двери (объемная деформация металла), с технической точки зрения, не могли быть образованы в результате контакта с а/м Хонда. Локализация нанесения данных повреждения а/м Форд Фокус, их локальность нанесения и отсутствие повреждений на выступающей (средней) части двери а/м Форд Фокус, с технической точки зрения, исключает факт контактно-следового взаимодействия с задней частью а/м Хонда.

Повреждения ветрового козырька задней левой двери а/м Форд Фокус по высоте расположены намного выше выступающих элементов задней части а/м Хонда. 

ОТВЕТ НА ВОПРОС 1,2:

По результатам проведенного осмотра и сопоставления транспортных средств а/м Форд Фокус и а/м Хонда необходимо заключить, что повреждения а/м Форд Фокус локализованные в верхней части задней левой двери (объемная деформация металла), с технической точки зрения, не могли быть образованы в результате контакта с а/м Хонда. Локализация нанесения данных повреждения а/м Форд Фокус, их локальность нанесения и отсутствие повреждений на выступающей (средней) части двери а/м Форд Фокус, с технической точки зрения, исключает факт контактно-следового взаимодействия с задней частью а/м Хонда.

Повреждения ветрового козырька задней левой двери а/м Форд Фокус по высоте расположены намного выше выступающих элементов задней части а/м Хонда, что так же с технической точки зрения, исключает факт контактно-следового взаимодействия с задней частью а/м Хонда. 

Приложение 1

Фототаблица к заключению эксперта

Фото 1. А/м Хонда

Фото 2. А/м Форд Фокус.

Фото 3. Сопоставление ТС.

Фото 4. Сопоставление ТС.